Банк России стал выявлять случаи, в которых некоторые платёжные агенты при проведении процедуры упрощённой идентификации клиентов незаконно используют персональные данные граждан без их ведома и открывают на этих людей электронные кошельки. ЦБ разместил на своём сайте информационное письмо обращённое к кредитным организациям, в котором и объясняется наличие таких неправомерных действий со стороны платёжных агентов.
Платёжный агент– юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц и заключивший договор с кредитной организацией на осуществление подобной деятельности.
Упрощённая идентификация– идентификация клиента, при которой достаточно выяснить минимальные данные о клиенте, например, ФИО и паспортные данные. В данной ситуации платёжному агенту этой информации достаточно для открытия электронного кошелька.
«Отмывание» денежных средств с использованием клиентских персональных данных
Недобросовестные люди встречаются во всех сферах жизни, так что не удивительно то, что есть такие и в банковской сфере. В данном случае мы говорим о платёжных агентах, которые, получив персональные клиентские данные, используют их в собственных целях. В том числе, для «отмывания» денежных средств через электронные кошельки. Данные операции и их легальность практически невозможно отследить. В следствие, денежные средства на таких электронных кошельках используются для высокорисковых операций, направленных на расчёты с теневым бизнесом, в числе которых переводы в пользу нелегальных онлайн-казино, букмекерских контор. Такие действия ведут к негативным последствиям как для банков, так и для людей
Центробанк рекомендует кредитным организациям тщательнее проверять своих платёжных агентов, чтобы не допускать прогрессирование таких недобросовестных схем. Следует быть осмотрительнее в выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя, а так же проверять насколько ответственно они исполняют антиотмывочное законодательство. В случае, если банк подозревает своего агента в не соответствии законодательству, он обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке. И это в интересах кредитной организации, ведь ответственность за соблюдение требований по идентификации клиентов несёт банк.